Местонахождение сакрального объекта: Акмолинская область, Зерендинский район.
Информация о сакральном объекте: Зерендинский район богат знаменитыми и уважаемыми людьми, одним из которых был Асат Алпысулы, из рода Жарменке – Барак.
Асат способен был одним только словом решать сложнейшие конфликтные ситуации. Он прославился в народе рассудительным умом, находчивостью, четкими суждениями, беспристрастным судейством ссор и раздоров. На основе исторических фактов исследователи установили, что судейство казахских биев включало в себя обсуждение дела прилюдно, что вызывало доверие простого народа.
В тяжелые времена для Казахского ханства (агрессия со стороны джунгар) Асат Алпысулы смог проявить свои лидерские качества. Вместе с Толе бием, Кабанбай, Богенбай и Жаныбек батырами они создали народное ополчение, боровшееся за освобождение родной земли. В народной литературе сохранились исторические легенды об Асате Алпысулы. Ушли в народ пословицы-поговорки, стали крылатыми фразами поучительные слова Асата Алпысулы. Также Асат Алпысулы проявил себя как талантливый архитектор при постройке красивых сооружений.
Он появился на свет в 1827 году в местности недалеко от нынешнего поселка Карашилик. Сейчас на этом месте находится лесное хозяйство Кишитукти. Асат Алпысулы стал волостным правителем в том ауле, его именем назван ручей, что течет и по сей день и носит название ручей Асат ата.
Место захоронения исторической личности огорожено и в честь него воздвигнут мавзолей.
Местное население до сих пор знает и перссказывает множество исторических рассказов об Асате ата, часть из них связана с эпохой переселенцев. Одна из ярких историй — встреча губернатора Омска, который приезжал в Казахстан с ревизией земель с целью открытия станиц для переселенцев. Тогда в ходе переговоров Асат Алпысулы вынудил российского губернатора признать влияние биев и старшин наравне с высшей знатью.
Умер Асат в 1875 году. Это был великий и мудрый человек, который достоин того, чтобы будущие поколения знали и чтили память о нем. По сей день жители всего региона приходят к месту захоронения великого бия в знак благодарности.
Источники: из рассказов краеведов и местных жителей.